Аграрная реформа П. А. Столыпина 


 Содержание:

Вступление.

Глава 1. Россия на рубеже 19 - 20 веков.
 
Глава 2. Биография Столыпина.
 
Глава 3. Полемика о реформе в Думе.

Глава 4. Аграрная реформа.
    А. Реорганизация общины и развитие частной
    собственности
    Б. Крестьянский банк
    В. Переселение крестьян
    Г. Кооперативное движение
    Д. Агрокультурные мероприятия
 
Глава 5. Результаты реформы.
 
Глава 6. Причины неудачи аграрной реформы.




Вступление.

     Проблема реформирования Российского государства в той или иной мере является доминантной в истории нашей страны.
     Следует понимать, что объективная оценка любой реформаторской деятельности возможна лишь спустя значительный промежуток времени. Отсюда непонимание и негативное отношение социальных групп современников реформ.
    Исторические источники это ценнейший материал для понимания различных процессов в жизни и развитии человеческого общества. Благодаря им, мы можем на примере реформаторской деятельности конца 19, начала 20 веков приблизиться к пониманию современных проблем, а в некоторых случаях, концептуально спрогнозировать динамику их развития. Только интегрированный подход к изучению конкретно - исторических примеров даст возможность не повторять ошибки прошлого.
     Без сомнения, в истории России начала ХХ века имя Петра Аркадьевича Столыпина оставило огромное количество противоречивых оценок и до сих пор вызывает споры. Одни историки характеризуют период  реформ "столыпинской  реакцией", другие считают, что в это время зародились основные тенденции русской реформации. сегодня является олицетворением борца за благо России.
    Стоит отметить, что Столыпин является автором целого пакета реформ, ключевой темой которого была аграрная политика. Основная заслуга Петра Аркадьевича Столыпина а состоит в объективной оценке общинного  землепользования, которое на тот момент было главной  причиной  застоя  сельского  хозяйства  России. Идеи, вложенные в аграрную реформу начала  ХХ века  обеспечили стремительное всестороннее развитие  нашей страны на длительный период времени.

Глава 1. Россия на рубеже 19 - 20 веков.
В начале 20 века цивилизация вступила в очередную фазу развития: доминирующей экономической системой стал капитализм. Россия вступила на капиталистический путь позже западных стран вместе с США, Японией, Германией и Турцией.
Промышленный подъем в России начала 90-х гг. 19 в. шел очень интенсивно и длился несколько лет. Тяжелая промышленность развивалась особенно высокими темпами, давая около половины всей промышленной продукции (в ее стоимостном выражении). Общий объем продукции тяжелой промышленности в России выводил её в число ведущих мировых держав конца 19 века.
Динамика промышленного подъема была подкреплена богатыми урожаями в течение нескольких лет. Промышленный рост сопровождался интенсивным железнодорожным строительством. Правильно оценив значение железных дорог, правительство выделило огромные средства для строительства транспортной сети. Был обеспечен доступ промышленным центрам к богатым сырьем окраинам, индустриальным городам и
земледельческим губерниям к морским портам. Основной предпосылкой промышленного подъема 90-х гг. стала новая экономическая политика правительства, одним из аспектов

которой стал мониторинг  таможенных пошлин на импортируемые товары и минимизация различных препятствий на пути иностранных инвестиций. По замыслу инициаторов этих мер, с их помощью молодая отечественная промышленность могла избежать жесткой конкуренции, умело осваивая заграничные средства. В экономической политике царизма конца 19 - начала 20 века, было немало сильных сторон. На рубеже веков Россия уверенно занимала ключевые  позиции на рынках Среднего и Дальнего Востока. Однако, экономическая политика государства имела очевидные внутренние противоречия. Не смотря на преобладание административных методов управления и недооценки значения частного предпринимательства, главным деструктивным аспектом экономической политики был дисбаланс между потребностями сельского хозяйства и промышленности. Разбалансированность хозяйства стала ведущей причиной кризиса начала нового столетия, сменившегося продолжительной "депрессией" 1904-1908 гг.

В период с 1909 по 1913 год начинается подъем экономики. Процесс концентрации промышленного производства заметно ускорился, так как в результате кризиса маленькие предприятия потерпели финансовый крах, временные предпринимательские объединения стали реорганизовываться в крупные монополии и синдикаты, такие как «Проднефть», «Продуголь» и т. д. Укрепляется банковская система. Появляются международные банки, такие как Русско-Азиатский и Петербургский. На рубеже 20 века Россия была средне- развитой страной. В экономике страны, наряду с развивающейся индустрией, немалый удельный вес имели полуфеодальные формы хозяйства - от патриархально-натурального до мануфактурного.

В Русской деревне назрели очевидные пережитки феодализма, таки как отработка барщины, неэффективные огромные землевладения помещиков. Сельская община с её переделами и крестьянское малоземелье существенно тормозили развитие крестьянского хозяйства.
В классовой структуре страны назрели противоречивые тенденции между такими развивающимися социальными группами, как буржуазия и пролетариат с одной стороны и существованием сословного деления общества с другой. В 19 веке дворянство  владело 60% земель, являясь главной опорой самодержавия. В 20 веке буржуазия станет играть передовую роль в экономике страны, перестав быть зависимой от самодержавия консервативной силой. Дворянство, в свою очередь начинает терять былую однородность и сближается с буржуазией. Противоречия назревали во всех сферах жизни. 75% населения страны составляло крестьянство, из них 20% кулаков, 30% середняков и 50% бедняков.
Численность наемных рабочих составляла 17 млн. человек в начале 20 века. Эта социальная группа тоже не отличалась однородностью. Большинство её представителей состояло из недавних крестьян. Стержнем этого класса были фабрично-заводские рабочие,  численностью более 3 млн. человек. Несмотря на то, что в конце 19 века был предпринят ряд шагов по пути преобразования государственного устройства в буржуазную монархию, царизм сохранил атрибутику абсолютизма. Абсолютная монархия оставалась политическим строем России.

В то время сенат был законодательным и высшим судебным органом. Комитет министров контролировал работу двух министерств, осуществлявших исполнительную власть. Национальный вопрос в эти годы стоял особенно остро. Более половины населения России в тот исторический период были не русскими и терпели различные притеснения со чиновничьего аппарата. В рамках известной концепции: «Разделяй и властвуй!», Россия активно манипулировала интересами различных национальных групп, сталкивая их между собой, в результате чего поток эмиграции в соседние западные страны значительно увеличился.

Внешнеполитический курс России в борьбе за передел рынков сбыта привел к войне с Японией и закончился поражением России, обнажив несостоятельность русской бюрократической машины, отсталость армии и слабость экономики. Надеждам власти на маленькую победоносную войну, не суждено было сбыться. С.Ю.Витте писал: «Вместо того, чтоб устранить угрозу внутренних потрясений, несчастная война приблизила нас на десятки лет к революции». После поражения в войне, очевидность преобразований не вызывает сомнений. В 1905-1907 гг. в России зреет революционная ситуация. На рубеже веков, стране требовался комплекс политических и экономических реформ, которые смогли бы оздоровить и укрепить экономику. Возглавить эти реформы мог человек, для которого судьба России была первостепенной задачей. Его имя - Пётр Аркадьевич Столыпин.

 Глава 2. Биография Столыпина.
Петр  Аркадьевич Столыпин представитель старого дворянского рода.  Бабушкой М.Ю. Лермонтова - урожденная Столыпина. Отец - Аркадий друг Л.Н. Толстого.  Мать П.А.Столыпина - Анна Михайловна – лицейская одноклассница  А.С.Пушкина.  Жена Петра Аркадьевича была правнучкой великого Суворова. Род Столыпиных владел поместьями в Пензенской, Нижегородской, Казанской и Каунасской губерниях.
    В 1881 году Петр Аркадьевич поступает в Петербургский университет на физико-математический  факультет и заканчивает его в возрасте 22 лет в 1884 году. После года службы в министерстве  государственного имущества, он переводится в МВД и становится предводителем дворянства в Ковенской губернии. Именно там, работая в собственном хозяйстве, разговаривая с крестьянами об их нуждах, начинает формироваться мировоззрение будущего реформатора.
    В 1899 году Столыпин назначается губернатором Ковенской губернии.  По назначению В.К.Плеве в 1902 году - исполняющим должность гродненского  губернатора. (Стоит сказать, что Столыпин стал самым молодым губернатором России.) В  1903 году назначен саратовским губернатором.
Во время первой революции Петр Аркадьевич зарекомендовал себя последовательным борцом с противоправными действиями, как левых, так и правых. Обладая личной храбростью, Столыпин не раз говорил с разгневанной толпой лицом к лицу.

 В апреле 1906 года Петр Аркадьевич Столыпин возглавляет министерство внутренних

дел и борьбу с революцией. 24 августа 1906 г. публикуется правительственная программа, состоящая из двух частей: репрессивной и реформистской (аграрной реформой).

1 января 1907 г. назначен членом Государственного совета. В это время охранное отделение МВД выдвинуло обвинение социал-демократической фракции Думы, обвинив её в подготовке антигосударственного переворота и потребовав отдать в руки правосудия 55 депутатов. Ночью 3 июня 1907 г, без решения комиссии Думы, полиция арестовала депутатов, после чего Дума была распущена.
В свете тезиса «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России» премьер полагал, что изменив избирательный закон, можно избежать революций и остановить политический экстремизм.
1 января 1908 года Петру Аркадьевичу Столыпину был пожалован чин статс-секретаря его императорского величества, высказал пожелание удалить своих противников из Государственного совета и назначить 30 новых членов по его выбору.
10 апреля 1910 года Пётр Аркадьевич награждается орденом Александра Невского.
1 (14) сентября 1911 в Киеве, на праздновании по случаю открытия памятника Александру Второму и 50-летия отмены им крепостного права Петр Аркадьевич Столыпин был ранен анархистом Дмитрием Богровым и 5 сентября скончался.
9 сентября 1911 года Столыпин был похоронен в Киево-Печерской лавре.
6 сентября 1912 г. на Крещатике был открыт памятник Петру Аркадьевичу Столыпину с высечеными на передней стороне пьедестала словами: «Петру Аркадьевичу Столыпину — русскіе люди».

 Глава 3. Полемика о реформе в Думе.
Первая Дума с кадетской программой принудительного отчуждения и отвергнутым проектом 104-х (конфискация помещичьих земель и национализация всей земли) была распущена царем. Кабинету П.А. Столыпина надлежало решить две правовые и экономические проблемы: ликвидировать изжившие себя юридические ограничения прав крестьянства и обеспечить условия для развития частного мелкого аграрного хозяйства. Существование общины было тормозом на пути развития сельского хозяйства и вело к обнищанию населения.

За недолгое время своей работы I Дума выдвинула правительству целый пакет запросов. В нем ставились вопросы об отмене смертной казни для политических заключенных, конфискации земель у помещиков, отстранении
администрации. В кабинете министров тоже не было согласия.
Правительственная программа от 24 августа 1906 года состояла из двух частей – реформисткой и репрессивной. В ней, государство выказало готовность выступить при необходимости с позиции силы. В некоторых местностях вводились военно-полевые суды.

Реформистскую часть программы представлял указ 9 ноября 1906года, о возможности

выхода из общины. Этот законопроект, подписал смертный приговор сельской общине, так как подразумевал распределение общих земель между крестьянами. Однако
Имел место парадокс – община укрепилась в ходе революционных событий и стала органом крестьянского самоуправления.

Оперативность проведения Столыпинской реформы была обусловлена царскими указами. В её основу лёг тезис о неприкосновенности частной собственности на землю, которая не могла ни в какой форме насильственно отчуждаться.
9 ноября 1906 г. царь одобрил проект «Особого журнала» совета министров -Столыпинской аграрной реформе был дан зеленый свет. Первая статья указа 9 ноября закрепляла чересполосное пользование. После окончания революции аграрная реформа пошла быстрее. Всего за 1907-1915 гг. было продано 3909 тыс. дес., разделенных примерно на 280 тыс. хуторских и отрубных участков. Объем продаж ежегодно возрастал  до 1911 г. Последующее его снижение объясняется наличием большого количества дешевой надельной «крестьянской» земли после реализации указа 9 ноября 1906 г. и сокращением продажи помещичьих земель в связи с окончанием революции. Меры, введенные в закон 14 июня 1910 г., не поправили ситуацию. Только после выхода закона 29 мая 1911 г. «О землеустройстве» численность выделяющихся из общины крестьян стабилизировалась. Но о показателях 1908-1909 гг. речь не шла.

Акт 3 июня был справедливо назван государственным переворотом. Манифестом 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена, что было нарушением манифеста 17 октября 1905 года и основных законов 1906 года, согласно которым ни один закон не мог быть принят без санкции Государственной Думы.
Избавившись от оппозиционной думы, Столыпин теперь мог проводить политику авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимости обновить страну и укрепить власть. Для этого почва была подготовлена новым избирательным законом.

Нерешенный земельный вопрос с заседаний I Думы, перекочевал во II Думу на заседание 20 февраля 1907 года. Следует сказать, что предвыборная компания ознаменовалась сенатскими "разъяснениями", которые исключали из общего числа избирателей целые группы рабочих и крестьян. Всячески отсекались левые выборщики и запрещались избирательные собрания. Несмотря на спад революционного движения, II Дума оказалась более левой, чем первая. 6 марта Столыпин озвучил перед депутатами правительственную программу. Первое место в списке занимал указ 9 ноября, далее перечислялись другие аграрные мероприятия. Своей речью  Столыпин давал понять, что власть приложит все усилия, для реализации этой программы, подчеркнув, что эта власть «хранит исторические заветы России», то есть является самодержавно-монархической.

Перед лицом революции, у помещиков и Буржуазии нашлось немало общих интересов. Это позволило Столыпину более успешно начать проведение необходимых реформ. Итогом политической и реформаторской деятельности стала III Дума.
 
На выступлении перед Думой 16 ноября 1907 года Столыпин назвал первоочередной задачей, борьбу с революцией, которая может помешать решению насущных проблем.

После принятия Думой указа 9 ноября, и рассмотрения проекта закона Государственным советом, он также был принят и стал именоваться по дате его утверждения царем «законом 14 июня 1910 года».

С экономической точки зрения этот закон был либеральным и буржуазным, что должно было способствовать развитию капитализма в деревне. Безусловно, это был инновационный шаг, но, к сожалению, обеспечивающий прогресс прусскому образцу развития сельского хозяйства, когда можно было взять за основу более прогрессивный американский путь, который предусматривал обеспечение развития сельского
хозяйства наделением крестьян фермами, где они были полновластными
хозяевами. Смысл закона сводился к тому, что любой член общины, может потребовать
"укрепления" своей земли в частную собственность и выйти из общины с согласия схода иле распоряжением земского начальника. Акцентируя силовой характер реформ, обеими палатами был принят закон о землеустройстве (закон 29 мая 1911 года). В соответствии с ним, предварительное закрепление земли за дворохозяевами не требовалось для проведения землеустройства.

Крестьянские банки и процесс переселения также разрушали общину.
Свой главный земельный фонд Крестьянский банк создавал за счет скупки
помещичьих земель. Главной задачей переселенческого управления было
разряжение земельной тесноты в центральных районах России. Основными направлениями миграции стали Средняя Азия, Сибирь, Северный Кавказ.

Но реформа не шла. Крестьяне не располагали материальными средствами для подъёма своего хозяйства, покупки техники для повышения производительность труда.
Крестьяне не могли забыть о помещичьей земле. Сильных хозяев было не более
5% сельского населения. К тому же в деревне росла социальная напряженность. Брожение в массах было чревато новым взрывом. Главным объективным фактором неудачи столыпинской аграрной реформы было сохранение помещичьего землевладения. Спасти реформу могла только ликвидация помещичьего хозяйства.

На ряду с сельскохозяйственными реформами, Столыпин обдумывал проблемы образования малоимущих и крестьян и реформы местного управления. В думской речи 9 ноября 1908 года эти вопросы широко затрагивались. В 1910 году в Думе, в связи с вопросом о западном земстве и выборах от западных губерний в Государственный совет возник "Польский вопрос". Еще в 1909 году, группой членов Государственного совета было внесено законодательное предложение о сокращение депутатов от западных губерний. Выборы в государственный совет производились по земельному цензу. Депутаты поляки имели крупные землевладения. Суть предложения сводилось к разделению девяти губерний на три избирательных округа. Русские выборщики выбирали по два человека от округа, а поляки по одному. Т.е. от 9 губерний выбиралось бы 6 русских и 3 поляка. Столыпину импонировала эта идея: либеральная форма с одной стороны, с другой - реализация лозунга " Россия для русских". 17 июля этот законопроект стал законом - с некоторыми изменениями.

В результате реализации реформы в основном из общины выходили городские жители имеющие в деревне надел, который стало можно продать, беднота и переселенцы, уезжавшие в Сибирь. В 1914 г. было продано 60 % площади укрепленных в этом году земель. Часто покупателем земли становились зажиточные крестьяне, которые не торопились выходить из общины. Поскольку столыпинская реформа не разрешила аграрного вопроса, и земельное утеснение продолжало возрастать, неизбежна была новая

волна переделов, которая должна была смести очень многое из наследия Столыпина. И действительно, земельные переделы, в разгар реформы почти заглохшие, с 1912 г. снова пошли по восходящей.


    Глава 4. Аграрная реформа.

    А. Разрушение общины и развитие частной собственности.
Указ от 9 ноября 1906 года вводил новый порядок землевладения. Все крестьяне получали право выхода из общины. Община, выделяла выходящему крестьянину землю в собственное владение. Зажиточным крестьянам предоставлялись привилегии с целью побудить их к выходу из общины. Так, вышедшие из общины получали "в собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании". Другими словами выходцы из общины получали излишки сверх "душевой нормы". Временной ценз говорил, что если в общине на протяжении последних 24 лет не было переделов, то домохозяин получал излишки бесплатно, если таковые были, то он платил общине за них по ценам 1861 года. За 40 лет цены многократно возросли, что, безусловно было выгодно зажиточным выходцам.
Наряду с этим, для укрепления и стабилизации трудовых крестьянских хозяйств, а так же во избежание спекуляции землей и излишней концентрации собственности была разрешена продажа земли некрестьянам, и ограничивался предельный размер индивидуального землевладения в законодательном порядке.
По закону от 5 июня 1912 г. крестьянам выдавались ссуды под залог любой приобретаемой надельной земли. Интенсификации рыночных отношений в деревне способствовало развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного.
Традиционно не надеясь на работу объективных экономических факторов, правительство одновременно с изданием новых законодательных актов принимает меры к силовой реорганизации общины. Весь государственный аппарат после 9 ноября 1906 года активно издаёт самые категорические циркуляры и приказы, а так же усиливает репрессии против бюрократов и чиновников, тормозящих их проведение в жизнь.
К сожалению, жизнь показала, что в своей массе крестьянство было не готово к выделу из общины в большинстве губерний. Статистические исследования настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показали, что в центральных губерниях страны крестьяне негативно относились к выделу из общины (против 7 положительных - 89 отрицательных показателей в анкетах).
В такой обстановке единственным путем проведения реформ для власти оставался силовой путь решения проблемы. В жизни эти методы вылились в запугивания сельских сходов, составление фиктивных приговоров, отмену решений сходов земским начальником, вынесение постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, применения полицейской силы для получения "согласия" сходов и высылки противников выдела.

В результате этих мероприятий, к 1916 году было выделено из общин 2478 тыс. домохозяев (26% общинников), заявления были поданы от 3374 тыс. домохозяев (35% общинников). Как мы видим, правительство не добилось своей цели, из общины не было выделено большинство домохозяев. Это и определило крах аграрной реформы.

    Б. Крестьянский банк.
В 1906 - 1907 году с целью ослабления земельного дефицита часть удельных и государственных и земель указаниями царя была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам. Помимо того, Банком полномасштабно проводилась покупка земель с последующей их перепродажей крестьянам на льготных условиях и посреднические операции по увеличению крестьянского землепользавания. Крестьянский банк значительно удешевил и увеличил кредит  крестьянам. Надо заметить, что банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже за период с 1906 по 1917 год за счет субсидий из бюджета составила 1457, 5 млрд. рублей.
В реорганизации форм землевладения Крестьянский банк играл определяющую роль. Так для крестьян, приобретающих землю в единоличную собственность, платежи существенно снижались. В результате чего, основная масса покупателей земли в 1909 году, составлявшая из себя крестьянские коллективы, сменилась к 1913 году единоличными крестьянами.

    В. Переселение крестьян.
Правительством Столыпина были приняты несколько законов о переселении крестьян на окраины. В законе 6 июня 1904 года были заложены широкие возможности развития переселения. Закон предполагал без льготную свободу переселения, однако, правительство имело право в отдельных случаях предоставлять льготы переселенцам из таких местностей империи, где выселение было признанно особо желательным. Этот закон «заработал» в 1905 году при  переселении из Харьковской и Полтавской губерний, где ширилось крестьянское движение.
На расходы по устройству переселенных крестьян в новых областях правительство выделяло большие средства. Специальные комиссии следили за правильным освоением средств на общественные нужды, медицинское обслуживание и на прокладку дорог. Указ 10 марта 1906 года утвердил право переселения всем желающим, без каких либо ограничений. В период с1906-1913 гг. за Урал переселилось более 2792, 8 тыс. человек. Надо заметить, что, несмотря на все меры предпринятые государством количество крестьян вынужденных вернуться составило 12% от всех переселенцев.

Рассмотрим итоги компании переселения. Во-первых, население Сибири за годы реформации увеличилось на 153 %, был осуществлен масштабный скачок в социальном и

экономическом развитии этого региона. До начала реформы общая посевная площадь Сибири стремительно сокращалась, а за 1906-1913 гг. она расширилась на 80%, хотя в европейской части России рост обрабатываемых земель увеличился только на 6, 2%. Та же тенденция наметилась в развитии животноводства в Сибири.

 Г. Кооперативное движение.
Спрос крестьянина в денежной массе не мог быть удовлетворен ссудами крестьянского банка. В связи с этим значительно выросла кредитная кооперация, в развитии которой четко прослеживаются два этапа. Для первого этапа характерно преобладание административной формы регулирования отношений мелкого кредита. Выделяя значительные средства через государственные банки на займы кредитным товариществам, создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита, правительство стимулировало кооперативное движение. Второй этап был характерен накоплением сельскими кредитными товариществами собственного капитала и их самостоятельным развитием. Для обслуживания денежного оборота крестьянских хозяйств была создана разветвленная сеть ссудосберегательных банков, институтов мелкого крестьянского кредита и кредитных товариществ. На 1 января 1914 г. общее количество этих учреждений составило более 13 тысяч.
Большая интенсивность кредитных отношений стимулировала развитие потребительских, производственных и сбытовых кооперативов. На кооперативных началах крестьянами создавались сельскохозяйственные общества, масляные и молочные артели и потребительские лавки.

Д. Агрокультурные мероприятия.
Главным и традиционным для России препятствием на пути экономического прогресса деревни была неграмотность основной части производителей, низкая культура земледелия и патриархальный уклад жизни. В годы реформы правительство оказало крестьянам беспрецедентную агроэкономическую помощь. Вновь созданные агропромышленные службы организовывали для крестьян учебные курсы по молочному производству и скотоводству, обучению прогрессивным формам сельскохозяйственного производства. Большое внимания было уделено модернизации системы внешкольного сельскохозяйственного образования. Так в 1905 г. число слушателей сельскохозяйственных курсов составляло 2 тыс. человек, в 1912 г. - 58 тыс., а на сельскохоз. чтениях - 31, 6 тыс. и 1046 тыс. человек соответственно. В некоторых источниках бытует мнение, что аграрная реформа Столыпина привела к концентрации земельного фонда в пользовании малочисленной богатой прослойки посредством обезземеливания и обнищания основной массы крестьянства. Статистические данные того времени говорят об увеличении удельного веса "средних слоев" в крестьянском землепользовании.

  Глава 5. Результаты реформы.
Результатом реформы стал активный характер торгового баланса России, быстрый рост аграрного производства, увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции и емкости внутреннего рынка. В результате чего, сельское хозяйство вышло из кризиса и превратилось в поступательно развивающуюся экономическую отрасль России. В 1913 году Валовый доход сельского хозяйства составил 52, 6% от общего Валовый дохода. Благодаря созданной в сельском хозяйстве увеличенной стоимости, доход всего народного хозяйства вырос в период с 1900 - 1913 гг. на 33, 8%.
Порайонная дифференциация видов аграрного производства существенно увеличила товарность сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции за период реформы вырос до 46%, благодаря тому, что три четверти всего перерабатываемого индустрией сырья было продукцией сельского хозяйства.
Экспорт сельскохозяйственной продукции в предвоенные годы возрос по сравнению с 1901-1905 годами на 61%. Россия надолго заняла свое место среди крупнейших производителей и экспортеров хлеба и льна, а так же продуктов животноводства. Экспорт российской пшеницы в 1910 году составил 36, 4% от мирового экспорта. Несмотря на это проблемы аграрного перенаселения и голода так и не были решены. В целом, страна по-прежнему оставалась отсталой в экономической, технической и культурной областях. Для сравнения: в европейской части России среднее крестьянское хозяйство имело средний капитал порядка 900 рублей, в США на ферму в среднем приходилось основного капитала около 3900 рублей. Так национальный доход (на душу сельскохозяйственного населения) в США составлял 262 рубля, в России около 52 рублей в год. Производительности труда в сельском хозяйстве по-прежнему оставалась низкой. В 1913 году с одной десятины в Бельгии получали 168 пудов хлеба, во Франции - 89, в США - 68, а в России - 55. Во многом, благодаря, силовой составляющей аграрной политики, экономический рост происходил за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда, а не на основе интенсификации производства. Но стоит отметить, что в период реформ была заложена социально - экономическая база для перехода аграрных преобразований на новый качественный уровень - к реорганизации сельского хозяйства в капиталоемкую технологически прогрессивную область экономики.

    Глава 6. Причины неудачи аграрной реформы.
Аграрная реформа была прервана рядом объективных обстоятельств, основные из которых - смерть Столыпина и начало войны.
Для осуществления аграрной реформы, Столыпин просил 20 лет покоя, на деле получилось 8 далеко не спокойных лет. Но, не отсутствие должного времени и не смерть автора реформ, убитого в 1911 г. стали причиной неудачи аграрной реформы. Основополагающие цели не были достигнуты. На место общинного владения землей частную подворную собственность удалось ввести только у одной четверти крестьянских хозяйств. Зажиточные хозяева неохотно селились на отрубных и хуторских участках. Земельной теснота в центральных районах не была ликвидирована посредствам политики переселения на окраины.

Эти объективные причины стали предвестником краха аграрной реформы, хотя инерция огромного чиновничьего аппарата во главе с приемником Петра Аркадьевича Столыпина, главным управляющим землеустройством и земледелием А. В. Кривошеиным еще продолжала осуществление некоторых мероприятий.
Основные причины краха реформ: плохая организация землеустроительных работ, недостаток выделяемых средств на переселение и землеустройство, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но, безусловно, главной причиной стал патриархальный уклад жизни и сопротивление крестьянства проведению аграрной политики.

Список литературы:
1. Н. Верт "История советского государства" Москва "Прогресс" 1992 г.
2. И. Д. Ковальченко "Столыпинская аграрная реформа" ; "История СССР" Москва 1992 г.
3. И. В. Островский "П. А. Столыпин и его время" Новосибирск 1992 г.
4. М. Румянцев "Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги" ; "Вопросы экономики" № 10 Москва 1990 г.
5. Сборник речей "Петр Аркадьевич Столыпин" ; "Нам нужна великая Россия" Москва "Молодая гвардия" 1990 г.
6. Бок М. П. «Воспоминания о моём отце П. А. Столыпине». Репринтное
воспроизведение
издания 1953. – М., 1992
7. Зырянов П. Н «Столыпин без легенд» // История. М.,  9, 1991.
8. Сироткин В.Г. «Великие реформаторы России» // Экономика. М., 11,1991.
9. Казарезов В.В. «О П.А.Столыпине». – М., 1991.
10. Г. Попов. О столыпинской реформе. Наука и жизнь, N 4, 1992
 















 






 








Аграрная реформа П. А. Столыпина



 Содержание:

Вступление.

Глава 1. Россия на рубеже 19 - 20 веков.
 
Глава 2. Биография Столыпина.
 
Глава 3. Полемика о реформе в Думе.

Глава 4. Аграрная реформа.
    А. Реорганизация общины и развитие частной
    собственности
    Б. Крестьянский банк
    В. Переселение крестьян
    Г. Кооперативное движение
    Д. Агрокультурные мероприятия
 
Глава 5. Результаты реформы.
 
Глава 6. Причины неудачи аграрной реформы.





Вступление.

     Проблема реформирования Российского государства в той или иной мере является доминантной в истории нашей страны.
     Следует понимать, что объективная оценка любой реформаторской деятельности возможна лишь спустя значительный промежуток времени. Отсюда непонимание и негативное отношение социальных групп современников реформ.
    Исторические источники это ценнейший материал для понимания различных процессов в жизни и развитии человеческого общества. Благодаря им, мы можем на примере реформаторской деятельности конца 19, начала 20 веков приблизиться к пониманию современных проблем, а в некоторых случаях, концептуально спрогнозировать динамику их развития. Только интегрированный подход к изучению конкретно - исторических примеров даст возможность не повторять ошибки прошлого.
     Без сомнения, в истории России начала ХХ века имя Петра Аркадьевича Столыпина оставило огромное количество противоречивых оценок и до сих пор вызывает споры. Одни историки характеризуют период  реформ "столыпинской  реакцией", другие считают, что в это время зародились основные тенденции русской реформации. сегодня является олицетворением борца за благо России.
    Стоит отметить, что Столыпин является автором целого пакета реформ, ключевой темой которого была аграрная политика. Основная заслуга Петра Аркадьевича Столыпина а состоит в объективной оценке общинного  землепользования, которое на тот момент было главной  причиной  застоя  сельского  хозяйства  России. Идеи, вложенные в аграрную реформу начала  ХХ века  обеспечили стремительное всестороннее развитие  нашей страны на длительный период времени.

Глава 1. Россия на рубеже 19 - 20 веков.
В начале 20 века цивилизация вступила в очередную фазу развития: доминирующей экономической системой стал капитализм. Россия вступила на капиталистический путь позже западных стран вместе с США, Японией, Германией и Турцией.
Промышленный подъем в России начала 90-х гг. 19 в. шел очень интенсивно и длился несколько лет. Тяжелая промышленность развивалась особенно высокими темпами, давая около половины всей промышленной продукции (в ее стоимостном выражении). Общий объем продукции тяжелой промышленности в России выводил её в число ведущих мировых держав конца 19 века.
Динамика промышленного подъема была подкреплена богатыми урожаями в течение нескольких лет. Промышленный рост сопровождался интенсивным железнодорожным строительством. Правильно оценив значение железных дорог, правительство выделило огромные средства для строительства транспортной сети. Был обеспечен доступ промышленным центрам к богатым сырьем окраинам, индустриальным городам и
земледельческим губерниям к морским портам. Основной предпосылкой промышленного подъема 90-х гг. стала новая экономическая политика правительства, одним из аспектов

которой стал мониторинг  таможенных пошлин на импортируемые товары и минимизация различных препятствий на пути иностранных инвестиций. По замыслу инициаторов этих мер, с их помощью молодая отечественная промышленность могла избежать жесткой конкуренции, умело осваивая заграничные средства. В экономической политике царизма конца 19 - начала 20 века, было немало сильных сторон. На рубеже веков Россия уверенно занимала ключевые  позиции на рынках Среднего и Дальнего Востока. Однако, экономическая политика государства имела очевидные внутренние противоречия. Не смотря на преобладание административных методов управления и недооценки значения частного предпринимательства, главным деструктивным аспектом экономической политики был дисбаланс между потребностями сельского хозяйства и промышленности. Разбалансированность хозяйства стала ведущей причиной кризиса начала нового столетия, сменившегося продолжительной "депрессией" 1904-1908 гг.

В период с 1909 по 1913 год начинается подъем экономики. Процесс концентрации промышленного производства заметно ускорился, так как в результате кризиса маленькие предприятия потерпели финансовый крах, временные предпринимательские объединения стали реорганизовываться в крупные монополии и синдикаты, такие как «Проднефть», «Продуголь» и т. д. Укрепляется банковская система. Появляются международные банки, такие как Русско-Азиатский и Петербургский. На рубеже 20 века Россия была средне- развитой страной. В экономике страны, наряду с развивающейся индустрией, немалый удельный вес имели полуфеодальные формы хозяйства - от патриархально-натурального до мануфактурного.

В Русской деревне назрели очевидные пережитки феодализма, таки как отработка барщины, неэффективные огромные землевладения помещиков. Сельская община с её переделами и крестьянское малоземелье существенно тормозили развитие крестьянского хозяйства.
В классовой структуре страны назрели противоречивые тенденции между такими развивающимися социальными группами, как буржуазия и пролетариат с одной стороны и существованием сословного деления общества с другой. В 19 веке дворянство  владело 60% земель, являясь главной опорой самодержавия. В 20 веке буржуазия станет играть передовую роль в экономике страны, перестав быть зависимой от самодержавия консервативной силой. Дворянство, в свою очередь начинает терять былую однородность и сближается с буржуазией. Противоречия назревали во всех сферах жизни. 75% населения страны составляло крестьянство, из них 20% кулаков, 30% середняков и 50% бедняков.
Численность наемных рабочих составляла 17 млн. человек в начале 20 века. Эта социальная группа тоже не отличалась однородностью. Большинство её представителей состояло из недавних крестьян. Стержнем этого класса были фабрично-заводские рабочие,  численностью более 3 млн. человек. Несмотря на то, что в конце 19 века был предпринят ряд шагов по пути преобразования государственного устройства в буржуазную монархию, царизм сохранил атрибутику абсолютизма. Абсолютная монархия оставалась политическим строем России.

В то время сенат был законодательным и высшим судебным органом. Комитет министров контролировал работу двух министерств, осуществлявших исполнительную власть. Национальный вопрос в эти годы стоял особенно остро. Более половины населения России в тот исторический период были не русскими и терпели различные притеснения со чиновничьего аппарата. В рамках известной концепции: «Разделяй и властвуй!», Россия активно манипулировала интересами различных национальных групп, сталкивая их между собой, в результате чего поток эмиграции в соседние западные страны значительно увеличился.

Внешнеполитический курс России в борьбе за передел рынков сбыта привел к войне с Японией и закончился поражением России, обнажив несостоятельность русской бюрократической машины, отсталость армии и слабость экономики. Надеждам власти на маленькую победоносную войну, не суждено было сбыться. С.Ю.Витте писал: «Вместо того, чтоб устранить угрозу внутренних потрясений, несчастная война приблизила нас на десятки лет к революции». После поражения в войне, очевидность преобразований не вызывает сомнений. В 1905-1907 гг. в России зреет революционная ситуация. На рубеже веков, стране требовался комплекс политических и экономических реформ, которые смогли бы оздоровить и укрепить экономику. Возглавить эти реформы мог человек, для которого судьба России была первостепенной задачей. Его имя - Пётр Аркадьевич Столыпин.


 Глава 2. Биография Столыпина.
Петр  Аркадьевич Столыпин представитель старого дворянского рода.  Бабушкой М.Ю. Лермонтова - урожденная Столыпина. Отец - Аркадий друг Л.Н. Толстого.  Мать П.А.Столыпина - Анна Михайловна – лицейская одноклассница  А.С.Пушкина.  Жена Петра Аркадьевича была правнучкой великого Суворова. Род Столыпиных владел поместьями в Пензенской, Нижегородской, Казанской и Каунасской губерниях.
    В 1881 году Петр Аркадьевич поступает в Петербургский университет на физико-математический  факультет и заканчивает его в возрасте 22 лет в 1884 году. После года службы в министерстве  государственного имущества, он переводится в МВД и становится предводителем дворянства в Ковенской губернии. Именно там, работая в собственном хозяйстве, разговаривая с крестьянами об их нуждах, начинает формироваться мировоззрение будущего реформатора.
    В 1899 году Столыпин назначается губернатором Ковенской губернии.  По назначению В.К.Плеве в 1902 году - исполняющим должность гродненского  губернатора. (Стоит сказать, что Столыпин стал самым молодым губернатором России.) В  1903 году назначен саратовским губернатором.
Во время первой революции Петр Аркадьевич зарекомендовал себя последовательным борцом с противоправными действиями, как левых, так и правых. Обладая личной храбростью, Столыпин не раз говорил с разгневанной толпой лицом к лицу.

 В апреле 1906 года Петр Аркадьевич Столыпин возглавляет министерство внутренних

дел и борьбу с революцией. 24 августа 1906 г. публикуется правительственная программа, состоящая из двух частей: репрессивной и реформистской (аграрной реформой).

1 января 1907 г. назначен членом Государственного совета. В это время охранное отделение МВД выдвинуло обвинение социал-демократической фракции Думы, обвинив её в подготовке антигосударственного переворота и потребовав отдать в руки правосудия 55 депутатов. Ночью 3 июня 1907 г, без решения комиссии Думы, полиция арестовала депутатов, после чего Дума была распущена.
В свете тезиса «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России» премьер полагал, что изменив избирательный закон, можно избежать революций и остановить политический экстремизм.
1 января 1908 года Петру Аркадьевичу Столыпину был пожалован чин статс-секретаря его императорского величества, высказал пожелание удалить своих противников из Государственного совета и назначить 30 новых членов по его выбору.
10 апреля 1910 года Пётр Аркадьевич награждается орденом Александра Невского.
1 (14) сентября 1911 в Киеве, на праздновании по случаю открытия памятника Александру Второму и 50-летия отмены им крепостного права Петр Аркадьевич Столыпин был ранен анархистом Дмитрием Богровым и 5 сентября скончался.
9 сентября 1911 года Столыпин был похоронен в Киево-Печерской лавре.
6 сентября 1912 г. на Крещатике был открыт памятник Петру Аркадьевичу Столыпину с высечеными на передней стороне пьедестала словами: «Петру Аркадьевичу Столыпину — русскіе люди».

 Глава 3. Полемика о реформе в Думе.
Первая Дума с кадетской программой принудительного отчуждения и отвергнутым проектом 104-х (конфискация помещичьих земель и национализация всей земли) была распущена царем. Кабинету П.А. Столыпина надлежало решить две правовые и экономические проблемы: ликвидировать изжившие себя юридические ограничения прав крестьянства и обеспечить условия для развития частного мелкого аграрного хозяйства. Существование общины было тормозом на пути развития сельского хозяйства и вело к обнищанию населения.

За недолгое время своей работы I Дума выдвинула правительству целый пакет запросов. В нем ставились вопросы об отмене смертной казни для политических заключенных, конфискации земель у помещиков, отстранении
администрации. В кабинете министров тоже не было согласия.
Правительственная программа от 24 августа 1906 года состояла из двух частей – реформисткой и репрессивной. В ней, государство выказало готовность выступить при необходимости с позиции силы. В некоторых местностях вводились военно-полевые суды.

Реформистскую часть программы представлял указ 9 ноября 1906года, о возможности

выхода из общины. Этот законопроект, подписал смертный приговор сельской общине, так как подразумевал распределение общих земель между крестьянами. Однако
Имел место парадокс – община укрепилась в ходе революционных событий и стала органом крестьянского самоуправления.

Оперативность проведения Столыпинской реформы была обусловлена царскими указами. В её основу лёг тезис о неприкосновенности частной собственности на землю, которая не могла ни в какой форме насильственно отчуждаться.
9 ноября 1906 г. царь одобрил проект «Особого журнала» совета министров -Столыпинской аграрной реформе был дан зеленый свет. Первая статья указа 9 ноября закрепляла чересполосное пользование. После окончания революции аграрная реформа пошла быстрее. Всего за 1907-1915 гг. было продано 3909 тыс. дес., разделенных примерно на 280 тыс. хуторских и отрубных участков. Объем продаж ежегодно возрастал  до 1911 г. Последующее его снижение объясняется наличием большого количества дешевой надельной «крестьянской» земли после реализации указа 9 ноября 1906 г. и сокращением продажи помещичьих земель в связи с окончанием революции. Меры, введенные в закон 14 июня 1910 г., не поправили ситуацию. Только после выхода закона 29 мая 1911 г. «О землеустройстве» численность выделяющихся из общины крестьян стабилизировалась. Но о показателях 1908-1909 гг. речь не шла.

Акт 3 июня был справедливо назван государственным переворотом. Манифестом 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена, что было нарушением манифеста 17 октября 1905 года и основных законов 1906 года, согласно которым ни один закон не мог быть принят без санкции Государственной Думы.
Избавившись от оппозиционной думы, Столыпин теперь мог проводить политику авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимости обновить страну и укрепить власть. Для этого почва была подготовлена новым избирательным законом.

Нерешенный земельный вопрос с заседаний I Думы, перекочевал во II Думу на заседание 20 февраля 1907 года. Следует сказать, что предвыборная компания ознаменовалась сенатскими "разъяснениями", которые исключали из общего числа избирателей целые группы рабочих и крестьян. Всячески отсекались левые выборщики и запрещались избирательные собрания. Несмотря на спад революционного движения, II Дума оказалась более левой, чем первая. 6 марта Столыпин озвучил перед депутатами правительственную программу. Первое место в списке занимал указ 9 ноября, далее перечислялись другие аграрные мероприятия. Своей речью  Столыпин давал понять, что власть приложит все усилия, для реализации этой программы, подчеркнув, что эта власть «хранит исторические заветы России», то есть является самодержавно-монархической.

Перед лицом революции, у помещиков и Буржуазии нашлось немало общих интересов. Это позволило Столыпину более успешно начать проведение необходимых реформ. Итогом политической и реформаторской деятельности стала III Дума.
 
На выступлении перед Думой 16 ноября 1907 года Столыпин назвал первоочередной задачей, борьбу с революцией, которая может помешать решению насущных проблем.



После принятия Думой указа 9 ноября, и рассмотрения проекта закона Государственным советом, он также был принят и стал именоваться по дате его утверждения царем «законом 14 июня 1910 года».

С экономической точки зрения этот закон был либеральным и буржуазным, что должно было способствовать развитию капитализма в деревне. Безусловно, это был инновационный шаг, но, к сожалению, обеспечивающий прогресс прусскому образцу развития сельского хозяйства, когда можно было взять за основу более прогрессивный американский путь, который предусматривал обеспечение развития сельского
хозяйства наделением крестьян фермами, где они были полновластными
хозяевами. Смысл закона сводился к тому, что любой член общины, может потребовать
"укрепления" своей земли в частную собственность и выйти из общины с согласия схода иле распоряжением земского начальника. Акцентируя силовой характер реформ, обеими палатами был принят закон о землеустройстве (закон 29 мая 1911 года). В соответствии с ним, предварительное закрепление земли за дворохозяевами не требовалось для проведения землеустройства.

Крестьянские банки и процесс переселения также разрушали общину.
Свой главный земельный фонд Крестьянский банк создавал за счет скупки
помещичьих земель. Главной задачей переселенческого управления было
разряжение земельной тесноты в центральных районах России. Основными направлениями миграции стали Средняя Азия, Сибирь, Северный Кавказ.

Но реформа не шла. Крестьяне не располагали материальными средствами для подъёма своего хозяйства, покупки техники для повышения производительность труда.
Крестьяне не могли забыть о помещичьей земле. Сильных хозяев было не более
5% сельского населения. К тому же в деревне росла социальная напряженность. Брожение в массах было чревато новым взрывом. Главным объективным фактором неудачи столыпинской аграрной реформы было сохранение помещичьего землевладения. Спасти реформу могла только ликвидация помещичьего хозяйства.

На ряду с сельскохозяйственными реформами, Столыпин обдумывал проблемы образования малоимущих и крестьян и реформы местного управления. В думской речи 9 ноября 1908 года эти вопросы широко затрагивались. В 1910 году в Думе, в связи с вопросом о западном земстве и выборах от западных губерний в Государственный совет возник "Польский вопрос". Еще в 1909 году, группой членов Государственного совета было внесено законодательное предложение о сокращение депутатов от западных губерний. Выборы в государственный совет производились по земельному цензу. Депутаты поляки имели крупные землевладения. Суть предложения сводилось к разделению девяти губерний на три избирательных округа. Русские выборщики выбирали по два человека от округа, а поляки по одному. Т.е. от 9 губерний выбиралось бы 6 русских и 3 поляка. Столыпину импонировала эта идея: либеральная форма с одной стороны, с другой - реализация лозунга " Россия для русских". 17 июля этот законопроект стал законом - с некоторыми изменениями.

В результате реализации реформы в основном из общины выходили городские жители имеющие в деревне надел, который стало можно продать, беднота и переселенцы, уезжавшие в Сибирь. В 1914 г. было продано 60 % площади укрепленных в этом году земель. Часто покупателем земли становились зажиточные крестьяне, которые не торопились выходить из общины. Поскольку столыпинская реформа не разрешила аграрного вопроса, и земельное утеснение продолжало возрастать, неизбежна была новая

волна переделов, которая должна была смести очень многое из наследия Столыпина. И действительно, земельные переделы, в разгар реформы почти заглохшие, с 1912 г. снова пошли по восходящей.


    Глава 4. Аграрная реформа.

    А. Разрушение общины и развитие частной собственности.
Указ от 9 ноября 1906 года вводил новый порядок землевладения. Все крестьяне получали право выхода из общины. Община, выделяла выходящему крестьянину землю в собственное владение. Зажиточным крестьянам предоставлялись привилегии с целью побудить их к выходу из общины. Так, вышедшие из общины получали "в собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании". Другими словами выходцы из общины получали излишки сверх "душевой нормы". Временной ценз говорил, что если в общине на протяжении последних 24 лет не было переделов, то домохозяин получал излишки бесплатно, если таковые были, то он платил общине за них по ценам 1861 года. За 40 лет цены многократно возросли, что, безусловно было выгодно зажиточным выходцам.
Наряду с этим, для укрепления и стабилизации трудовых крестьянских хозяйств, а так же во избежание спекуляции землей и излишней концентрации собственности была разрешена продажа земли некрестьянам, и ограничивался предельный размер индивидуального землевладения в законодательном порядке.
По закону от 5 июня 1912 г. крестьянам выдавались ссуды под залог любой приобретаемой надельной земли. Интенсификации рыночных отношений в деревне способствовало развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного.
Традиционно не надеясь на работу объективных экономических факторов, правительство одновременно с изданием новых законодательных актов принимает меры к силовой реорганизации общины. Весь государственный аппарат после 9 ноября 1906 года активно издаёт самые категорические циркуляры и приказы, а так же усиливает репрессии против бюрократов и чиновников, тормозящих их проведение в жизнь.
К сожалению, жизнь показала, что в своей массе крестьянство было не готово к выделу из общины в большинстве губерний. Статистические исследования настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показали, что в центральных губерниях страны крестьяне негативно относились к выделу из общины (против 7 положительных - 89 отрицательных показателей в анкетах).
В такой обстановке единственным путем проведения реформ для власти оставался силовой путь решения проблемы. В жизни эти методы вылились в запугивания сельских сходов, составление фиктивных приговоров, отмену решений сходов земским начальником, вынесение постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, применения полицейской силы для получения "согласия" сходов и высылки противников выдела.

В результате этих мероприятий, к 1916 году было выделено из общин 2478 тыс. домохозяев (26% общинников), заявления были поданы от 3374 тыс. домохозяев (35% общинников). Как мы видим, правительство не добилось своей цели, из общины не было выделено большинство домохозяев. Это и определило крах аграрной реформы.

    Б. Крестьянский банк.
В 1906 - 1907 году с целью ослабления земельного дефицита часть удельных и государственных и земель указаниями царя была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам. Помимо того, Банком полномасштабно проводилась покупка земель с последующей их перепродажей крестьянам на льготных условиях и посреднические операции по увеличению крестьянского землепользавания. Крестьянский банк значительно удешевил и увеличил кредит  крестьянам. Надо заметить, что банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже за период с 1906 по 1917 год за счет субсидий из бюджета составила 1457, 5 млрд. рублей.
В реорганизации форм землевладения Крестьянский банк играл определяющую роль. Так для крестьян, приобретающих землю в единоличную собственность, платежи существенно снижались. В результате чего, основная масса покупателей земли в 1909 году, составлявшая из себя крестьянские коллективы, сменилась к 1913 году единоличными крестьянами.

    В. Переселение крестьян.
Правительством Столыпина были приняты несколько законов о переселении крестьян на окраины. В законе 6 июня 1904 года были заложены широкие возможности развития переселения. Закон предполагал без льготную свободу переселения, однако, правительство имело право в отдельных случаях предоставлять льготы переселенцам из таких местностей империи, где выселение было признанно особо желательным. Этот закон «заработал» в 1905 году при  переселении из Харьковской и Полтавской губерний, где ширилось крестьянское движение.
На расходы по устройству переселенных крестьян в новых областях правительство выделяло большие средства. Специальные комиссии следили за правильным освоением средств на общественные нужды, медицинское обслуживание и на прокладку дорог. Указ 10 марта 1906 года утвердил право переселения всем желающим, без каких либо ограничений. В период с1906-1913 гг. за Урал переселилось более 2792, 8 тыс. человек. Надо заметить, что, несмотря на все меры предпринятые государством количество крестьян вынужденных вернуться составило 12% от всех переселенцев.

Рассмотрим итоги компании переселения. Во-первых, население Сибири за годы реформации увеличилось на 153 %, был осуществлен масштабный скачок в социальном и

экономическом развитии этого региона. До начала реформы общая посевная площадь Сибири стремительно сокращалась, а за 1906-1913 гг. она расширилась на 80%, хотя в европейской части России рост обрабатываемых земель увеличился только на 6, 2%. Та же тенденция наметилась в развитии животноводства в Сибири.

 Г. Кооперативное движение.
Спрос крестьянина в денежной массе не мог быть удовлетворен ссудами крестьянского банка. В связи с этим значительно выросла кредитная кооперация, в развитии которой четко прослеживаются два этапа. Для первого этапа характерно преобладание административной формы регулирования отношений мелкого кредита. Выделяя значительные средства через государственные банки на займы кредитным товариществам, создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита, правительство стимулировало кооперативное движение. Второй этап был характерен накоплением сельскими кредитными товариществами собственного капитала и их самостоятельным развитием. Для обслуживания денежного оборота крестьянских хозяйств была создана разветвленная сеть ссудосберегательных банков, институтов мелкого крестьянского кредита и кредитных товариществ. На 1 января 1914 г. общее количество этих учреждений составило более 13 тысяч.
Большая интенсивность кредитных отношений стимулировала развитие потребительских, производственных и сбытовых кооперативов. На кооперативных началах крестьянами создавались сельскохозяйственные общества, масляные и молочные артели и потребительские лавки.

Д. Агрокультурные мероприятия.
Главным и традиционным для России препятствием на пути экономического прогресса деревни была неграмотность основной части производителей, низкая культура земледелия и патриархальный уклад жизни. В годы реформы правительство оказало крестьянам беспрецедентную агроэкономическую помощь. Вновь созданные агропромышленные службы организовывали для крестьян учебные курсы по молочному производству и скотоводству, обучению прогрессивным формам сельскохозяйственного производства. Большое внимания было уделено модернизации системы внешкольного сельскохозяйственного образования. Так в 1905 г. число слушателей сельскохозяйственных курсов составляло 2 тыс. человек, в 1912 г. - 58 тыс., а на сельскохоз. чтениях - 31, 6 тыс. и 1046 тыс. человек соответственно. В некоторых источниках бытует мнение, что аграрная реформа Столыпина привела к концентрации земельного фонда в пользовании малочисленной богатой прослойки посредством обезземеливания и обнищания основной массы крестьянства. Статистические данные того времени говорят об увеличении удельного веса "средних слоев" в крестьянском землепользовании.







Глава 5. Результаты реформы.
Результатом реформы стал активный характер торгового баланса России, быстрый рост аграрного производства, увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции и емкости внутреннего рынка. В результате чего, сельское хозяйство вышло из кризиса и превратилось в поступательно развивающуюся экономическую отрасль России. В 1913 году Валовый доход сельского хозяйства составил 52, 6% от общего Валовый дохода. Благодаря созданной в сельском хозяйстве увеличенной стоимости, доход всего народного хозяйства вырос в период с 1900 - 1913 гг. на 33, 8%.
Порайонная дифференциация видов аграрного производства существенно увеличила товарность сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции за период реформы вырос до 46%, благодаря тому, что три четверти всего перерабатываемого индустрией сырья было продукцией сельского хозяйства.
Экспорт сельскохозяйственной продукции в предвоенные годы возрос по сравнению с 1901-1905 годами на 61%. Россия надолго заняла свое место среди крупнейших производителей и экспортеров хлеба и льна, а так же продуктов животноводства. Экспорт российской пшеницы в 1910 году составил 36, 4% от мирового экспорта. Несмотря на это проблемы аграрного перенаселения и голода так и не были решены. В целом, страна по-прежнему оставалась отсталой в экономической, технической и культурной областях. Для сравнения: в европейской части России среднее крестьянское хозяйство имело средний капитал порядка 900 рублей, в США на ферму в среднем приходилось основного капитала около 3900 рублей. Так национальный доход (на душу сельскохозяйственного населения) в США составлял 262 рубля, в России около 52 рублей в год. Производительности труда в сельском хозяйстве по-прежнему оставалась низкой. В 1913 году с одной десятины в Бельгии получали 168 пудов хлеба, во Франции - 89, в США - 68, а в России - 55. Во многом, благодаря, силовой составляющей аграрной политики, экономический рост происходил за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда, а не на основе интенсификации производства. Но стоит отметить, что в период реформ была заложена социально - экономическая база для перехода аграрных преобразований на новый качественный уровень - к реорганизации сельского хозяйства в капиталоемкую технологически прогрессивную область экономики.

    Глава 6. Причины неудачи аграрной реформы.
Аграрная реформа была прервана рядом объективных обстоятельств, основные из которых - смерть Столыпина и начало войны.
Для осуществления аграрной реформы, Столыпин просил 20 лет покоя, на деле получилось 8 далеко не спокойных лет. Но, не отсутствие должного времени и не смерть автора реформ, убитого в 1911 г. стали причиной неудачи аграрной реформы. Основополагающие цели не были достигнуты. На место общинного владения землей частную подворную собственность удалось ввести только у одной четверти крестьянских хозяйств. Зажиточные хозяева неохотно селились на отрубных и хуторских участках. Земельной теснота в центральных районах не была ликвидирована посредствам политики переселения на окраины.

Эти объективные причины стали предвестником краха аграрной реформы, хотя инерция огромного чиновничьего аппарата во главе с приемником Петра Аркадьевича Столыпина, главным управляющим землеустройством и земледелием А. В. Кривошеиным еще продолжала осуществление некоторых мероприятий.
Основные причины краха реформ: плохая организация землеустроительных работ, недостаток выделяемых средств на переселение и землеустройство, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но, безусловно, главной причиной стал патриархальный уклад жизни и сопротивление крестьянства проведению аграрной политики.

 

Список литературы:
1. Н. Верт "История советского государства" Москва "Прогресс" 1992 г.

2. И. Д. Ковальченко "Столыпинская аграрная реформа" ; "История СССР" Москва 1992 г.
3. И. В. Островский "П. А. Столыпин и его время" Новосибирск 1992 г.

4. М. Румянцев "Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги" ; "Вопросы экономики" № 10 Москва 1990 г.
5. Сборник речей "Петр Аркадьевич Столыпин" ; "Нам нужна великая Россия" Москва "Молодая гвардия" 1990 г.
6. Бок М. П. «Воспоминания о моём отце П. А. Столыпине». Репринтное
воспроизведение
издания 1953. – М., 1992
7. Зырянов П. Н «Столыпин без легенд» // История. М.,  9, 1991.
8. Сироткин В.Г. «Великие реформаторы России» // Экономика. М., 11,1991.
9. Казарезов В.В. «О П.А.Столыпине». – М., 1991.
10. Г. Попов. О столыпинской реформе. Наука и жизнь, N 4, 1992